13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Коммерческая тайна предприятия

Коммерческая тайна предприятия

Коммерческая тайна предприятия — это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно.

Для ужесточения контроля на ненаиионализированных предприятиях в 1917 г. был принят декрет «О рабочем контроле», отменяющий право собственности трудовых коллективов на производственную информацию (т. е. отменяющий понятие «коммерческая тайна»). Однако в рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.

Коммерческая тайна — это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну — это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

Обобщение различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов позволяет дать расширенную трактовку этой весьма сложной категории. В наиболее обшем виде она включает информацию:

  • о торговых отношениях фирм;
  • об организации и размерах оборота средств;
  • о состоянии рынка сбыта;
  • о банковских операциях;
  • о поставщиках и потребителях;
  • о содержании патентов;
  • о структуре капиталов;
  • о планах инвестиций;
  • о заключенных контрактах;
  • о формировании иены на товар;
  • о размере прибыли и объеме производства.

Производственная тайна включает информацию:

  • о способах производства и технологии;
  • об организации труда;
  • о технических открытиях и изобретениях;
  • о целях и характере исследовательских работ.

Классификации сведений, относимых к коммерческой тайне, представлены в ряде работ.При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать рял обстоятельств. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Действующее законодательство предоставляет право администрации предприятия самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его безопасности. В частности, предприятие имеет право (с учетом отмеченных выше законодательных ограничений) устанавливать порядок определения сведений, составляющих его коммерческую тайну, их конкретный состав и объем, а также разрабатывать основные элементы механизма защиты этих сведений.

Для получения экономических преимуществ перед конкурентами и снижения собственных потерь предприятие имеет право самостоятельно распоряжаться информацией (в том числе патентами, лицензиями, ноу-хау, технологиями и т. п.), являющейся его собственностью.

Администрация предприятия вправе создавать специальные внутренние подразделения, обеспечивающие его безопасность и защиту конфиденциальной информации. При организации взаимосвязей с другими участниками рыночных отношений руководство предприятия в договора по всем видам хозяйственной деятельности вправе включать специальным разделом особые требования по защите своей коммерческой тайны. В результате этого оно приобретает право защищать свои интересы в суде.

Различные предприятия и организации, располагающие особо ценной информацией, относящейся к категории коммерческой тайны, должны предусмотреть возможные варианты ее зашиты от несанкционированного использования в случаях:

  • изменения профиля и функций предприятия или организации;
  • изменения формы собственности;
  • ликвидация фирмы;
  • прекращение работ, связанных с использованием такой информации.

Носители сведений, составляющих коммерческую тайну, в перечисленных случаях могут быть уничтожены, сданы на ответственное хранение либо переданы правопреемникам предприятия или организации.

  • Защита коммерческой тайны предприятия - механизм зашиты коммерческой тайны предприятия должен обеспечивать: непрерывность зашиты конфиденциальной информации; целенаправленность и конкретность зашиты сведений в интересах решения определенных задач; активность защиты, обеспечивающую предупреждение возможной утечки сведений; надежность, предполагающую разумное дублирование средств зашиты; универсальность, позволяющую ликвидировать угрозу утечки информации независимо от места ее появления.
  • Методы получения информации о конкурентах - 90-95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемки и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий.
  • Защита интеллектуальной собственности - проблема охраны коммерческой тайны является частью общей проблемы охраны интеллектуальной собственности. Коммерческая тайна, в отличие от интеллектуальной собственности, не защищена исключительным правом на идею или вещь. Если торговый секрет раскрыт кем-то самостоятельно, то лицо, раскрывшее его, может свободно пользоваться им и получать преимущества.