13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Коммерческая тайна предприятия / Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия

Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия

Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческу. тайну предприятия

Оригинальные классификации сведений, относимых к коммерческой тайне, представлены также в ряде работ.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

  • Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
  • Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночной товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

  • их открытое использование связано с ущербом для предприятия;
  • они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;
  • предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
  • эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
  • сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет выделить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

  • о нерациональном природопользовании;
  • о чрезмерном загрязнении окружающей среды;
  • о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;
  • о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя);
  • о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;
  • о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;
  • о фактах проявления недобросовестной конкуренции;
  • о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;
  • о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

В соответствии с постановлением коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

  • учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющий вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, запрещается государственным и муниципальным предприятиям до начала и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

  • о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  • о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;
  • о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров;
  • о договорах с кооперативами, иными государственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Все предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны предоставлять сведения, перечисленные в упомянутом постановлении, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством, а также по требованию трудового коллектива предприятия.

При формировании на предприятии конкретного перечня сведений, относимых к его коммерческой тайне, необходимо также ориентироваться на отдельные положения Закона РФ «О государственной тайне». Так, не подлежат засекречиванию следующие сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В Законе также отмечается, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Сами пострадавшие граждане имеют право обжаловать такие решения в суде.

Законодательство РФ предусматривает также уголовную ответственность за сокрытие некоторых сведений, не подлежащих отнесению к категории «коммерческая тайна». Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Причем если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, то размеры уголовной ответственности увеличиваются.

Действующее законодательство предоставляет право администрации предприятия самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его безопасности. В частности, предприятие имеет право (с учетом отмеченных выше законодательных ограничений) устанавливать порядок определения сведений, составляющих его коммерческую тайну, их конкретный состав и объем, а также разрабатывать основные элементы механизма защиты этих сведений.

Для получения экономических преимуществ перед конкурентами и снижения собственных потерь предприятие имеет право самостоятельно распоряжаться информацией (в том числе патентами, лицензиями, ноу-хау, технологиями и т. п.), являющейся его собственностью.