13-04-24

Малые предприятия

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 75 млн. экю. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 9 человек и мелкие — от 10 до 99 человек занятых. В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким — от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек. Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 200 миллионов франков; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в России). Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.

Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым — от 25 до 99, к промежуточным — от 100 до 499 человек, к крупным — от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, в обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле — 100, в розничной торговле и индустрии услуг — 50 человек.

В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г., № 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:

  • в промышленности — 100 человек;
  • строительстве — 100 человек;
  • на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве — 60 человек;
  • в научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день), с учетом лиц, работающих по совместительству.

В первой части Налогового кодекса РФ говорится, что малым предприятием признается предприятие со средней численностью работающих, не превышающей (критерий предельной численности):

  1. в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и в других отраслях производственной сферы — 50 человек;
  2. в научно-технической сфере, в оптовой и розничной торговле, в бытовом обслуживании — 15 человек;
  3. в других отраслях непроизводственной сферы (кроме указанных в п. 2 настоящей части — 5 человек.

Предприятие может быть признано малым предприятием только при условии, что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов (ежеквартально) не превышапа размера, равного 1000-кратному установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (критерий предельной выручки). Для предприятий, со дня регистрации (образования) которых прошло менее одного года, указанный критерий учитывается только применительно к тем кварталам, которые прошли со дня регистрации (образования) этих предприятий, кроме первого со дня регистрации, в котором учитывается лишь критерий предельной численности.

Вид деятельности малого предприятия определяется в соответствии с классификацией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

Предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности и удовлетворяющее критерию предельной выручки, признается малым предприятием, если показатель (а/50 + b/15 + с/5) не прсвышает единицы. При этом под а, b и с понимаются соответственно средняя численность работающих в указанных выше отраслях производственной и непроизводственной сферы.

Для признания предприятия малым предприятием средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с начала этого налогового периода исходя из фактической численности работающих.

Средней численностью работающих на предприятии признается усредненная по соответствующему промежутку времени численность работающих на предприятии по трудовым договорам или выполняющих работы и оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, определяемая как общее число отработанных на или для предприятия человеко-часов всех работающих, деленное на число рабочих часов в этом промежутке времени, исчисленных в сответствии с трудовым законодательством РФ.

При определении средней численности работающих на предприятии в расчет включается полный рабочий день (для работающих по договорам гражданско-правового характера) или фактическое число отработанных в учитываемый день часов (для работающих по трудовым договорам, в том числе по совместительству).

Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве — 80%, в оптовой торговле — 86, в сфере обслуживания — 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников — 80.6%, по объему продаж в розничной торговле — 80,4%.

Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

Если в 1991 г. в РФ было 268 тыс. малых предприятий, то на начало 1996 г. их было около 877,3 тыс., в том числе в промышленности — 128,5 тыс., в строительстве — 145 тыс., в торговле и общественном питании — 374.6 тыс.. в науке и научном обслуживании — 48,8 тыс. В 1996 г. среднесписочная численность работников на малых предприятиях составила около 14 млн. человек. Создание новых малых предприятий имеет большое значение, так как способствует росту занятости трудоспособного населения, обеспечивает развитие производства товаров и услуг.

Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и другие.

Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия, финансовые трудности (сложность получения кредита), невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.

В России в соответствии с законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
  • инновационная деятельность.

Для поддержки малого предпринимательства 29 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса», выделены 3 млрд. рублей на создание этих агентств. Активное финансовое участие в стимулировании этого процесса принимает Комиссия Европейских Сообществ.

Созданный в 1993 г. по решению Правительства РФ фонд поддержки предпринимательства в 1995 г. направил 22 миллиарда рублей на прямое кредитование предпринимательских проектов, не считая финансирования инфраструктуры малого предпринимательства. Фонды поддержки малых предприятий созданы более чем в 60 регионах страны.

В соответствии с действующим законодательством вновь созданные малые предприятия в течение первых 2 лет работы налог на прибыль не уплачивают, если выполняют следующие виды деятельности:

  • производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных товаров и товаров народного потребления;
  • производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
  • строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Малые предприятия, производящие вышеназванные товары (выполняющие работы), освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы от реализации малым предприятием всей своей продукции (работ, услуг).

В последующие 3-й и 4-й годы деятельности малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% обшей суммы выручки от реализации матым предприятием продукции (работ, услуг).

Данная льгота действует при условии, что малое предприятие с момента его государственной регистрации действует не менее 5 лет.

Если же малое предприятие прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере. Данную льготу малые предприятия получают при условии, что доля государственной и муниципальной собственности и собственности общественных организаций в уставном капитале малого предприятия составляет не более 25%. Малые предприятия могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.