13-04-24

Мониторинг товаров

Главная задача мониторинга товаров — своевременно обеспечить управляющие инстанции информацией о ходе реализации продукции с целью не допустить снижения объема продаж.

В ходе мониторинга необходимо отслеживать ряд характеристик товара:

  • каков имидж продаваемого товара?
  • насколько хорошо продавался товар в отчетный период?
  • кто является основным покупателем товара?
  • где покупается товар?
  • насколько часто покупается товар?
  • почему покупается товар?
  • какова доля конкурентов по продаваемому типу товаров?
  • каков объем насыщения рынка данным товаром?

Иногда считается, что мониторинг товара необходимо проводить только в процессе позиционирования товара на рынке. Однако изменчивые условия рынка часто опровергают это положение. Ниже приведены типичные ситуации, в которых процесс мониторинга объективно необходим:

  • на основе данных торговой организации установлено, что доля предприятия по рассматриваемому товару падает. Данная ситуация особенно сложна, когда деятельность остальных производителей на рынке поддерживается на прежнем уровне или даже расширяется;
  • сложность получения эффективных каналов распределения продукции ввиду того, что они заняты конкурентами;
  • уровень конкуренции настолько высок, что затрудняет стимулирование реализации продукции;
  • маркетинговая деятельность (например, реклама продукции) дает незначительный результат с точки зрения увеличения продаж.

Последовательность проведения мониторинга включает ряд этапов:

  1. Формулировка основных требований к проведению мониторинга (цели, критерии, программа).
  2. Выбор места тестирования товара (торговая организация, город, магазин и т. п.).
  3. Определение содержания маркетинговой деятельности, проводимой предприятием и его конкурентами в настоящий момент времени.
  4. Анализ результатов оптовой и розничной торговли (объем продаж; доля исследуемого товара в общем объеме продаж оптовой и розничной сети; средний объем продаж, приходящийся на один центр оптовой торговли, розничный магазин; средства доставки товара в торговую сеть; объем готовой продукции на складах магазинов; максимальная вместимость складов; динамика цены).
  5. Анализ поведения потребителей (объем покупок; доля исследуемого товара в потребительской корзине покупателя; демографические характеристики покупателя; предпочтения при покупке и т. д.).
  6. Периодическое формирование аналитических отчетов о состоянии реализации продукции.

Мониторинг, являясь информационным средством контроля реализации продукции, не гарантирует успех товара. Как показывает практика, около 80% выведенных на рынок изделий не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Ошибки, допускаемые в маркетинге, могут быть настолько серьезны, что товар не выдерживает конкуренции на рынке.

Причины, приводящие к коммерческому провалу товаров, достаточно многообразны:

  • ошибочное определение объема спроса,
  • дефекты товара,
  • недостаточные усилия по продвижению товара,
  • завышенная цена,
  • ответные действия конкурентов,
  • производственные проблемы и др.