13-04-24

Новая стратегия в управлении качеством

Несмотря на то, что вопросам управления качеством продукции во всех странах уделяется достаточно внимания, все же в последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая подчеркивает недостаточную заинтересованность фирм в вопросах повышения качества продукции и указывает на необходимость изменить отношение к качеству.

Новая стратегия в управлении качеством характеризуется рядом моментов:

  • обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
  • новому понятию качества должна соответствовать организационная структура предприятия;
  • вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
  • качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
  • повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным контролем качества:
  • всеобъемлющее повышение качества достигается только заия тересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, ориентированная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и Западной Европы, предполагает три обязательных условия.

  1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество — это постоянно меняющаяся цель.

  2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что от 80 до 90% мероприятий не подлежат контролю отделов качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

  3. Непрекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

Институт Гэллапа (США) провел опрос около 700 фирм, работающих в промышленности и сфере обслуживания. Опрос показал, что руководители стали больше внимания уделять вопросам качества, 57% из них заявили, что вопросы качества предпочтительнее вопросов затрат и прибыли. Однако 32% на первое место поставили прибыль. Более половины предпринимателей не верят в то, что качество есть один из верных и самых надежных способов уменьшить затраты. Более 70% руководителей показали незнание основ экономики руководимых ими фирм, заявляя, что затраты на обеспечение качества составляют от 5 до 10% валового объема продаж, в то время как в действительности они составляют от 20 до 30%. Каждый шестой руководитель ответил, что не имеет понятия о величине затрат, обеспечивающих качество продукции.

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться лишь внедряя системное управление качеством продукции.

Системы разработки новых изделий должны обеспечивать решение трех основных задач:

  • качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;
  • планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;
  • ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.