13-04-24

Отношение потребителей к товару

Начальным этапом формирования товарной политики предприятия должно служить определение отношения потребителей к товару, выпускаемой продукции. Поскольку наибольший интерес представляют группы потребителей, пользующиеся как изделиями предприятия, так и аналогичной продукцией, производимой конкурентами, основным результатом анализа должны быть ответы на вопросы:

  1. Насколько пересекаются сегменты потребителей, пользующихся данной продукцией?
  2. Каковы предпочтения потребителей относительно рассматриваемой продукции и на чем они основываются?
  3. Каким образом увеличить количество постоянных потребителей продукции и поиск новых покупателей?

Ответы на данные вопросы сводятся к изучению позиции потребителей и включают:

  • определение социальных, культурных, психологических и экономических факторов, влияющих на поведение потребителей;
  • оценку силы влияния перечисленных факторов на поведение потребителей и процесс принятия ими решений о покупке;
  • исследование взаимосвязи между принимаемыми решениями о покупке и реальным выбором потребителя.

Как показывает опыт, существует 6 ключевых моментов, которые позволяют очертить рамки анализа отношения потребителей к товарам предприятия.

  1. Кто является постоянными и потенциальными покупателями продукции?
  2. Что хотят эти покупатели?
  3. Как эти покупатели принимают решения о покупке?
  4. Где и когда эти покупатели делают покупки?
  5. Каковы объемы приобретаемой продукции?
  6. Почему эти покупатели ведут себя именно так?

Для ответа на поставленные вопросы в первую очередь необходимо оценить потенциального потребителя продукции.

К наиболее важным его характеристикам необходимо отнести:

  • культурный слой, в котором он живет;
  • классификацию потребителей по социальным параметрам;
  • персональные характеристики потребителя;
  • возможность психологического влияния на него.

Информация, необходимая для определения приоритетов, которыми руководствуется потребитель, включает:

  • стиль поведения потребителя, его основные установки и жизненные потребности;
  • позицию, на основании которой делается выбор (покупка);
  • акценты, которые делаются на различные характеристики товаров;
  • возможные элементы принуждения, которые присутствуют и поведении покупателя.

Перечисленные предварительные данные и их анализ помогут оценить позицию потребителей относительно предлагаемой продукции и более обоснованно перейти к поиску конкретных причин, формирующих эту позицию.