13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Коммерческая тайна предприятия / Получение информации о конкурентах

Получение информации о конкурентах

Говоря о возможных методах получения коммерческой информации о других предприятиях, необходимо подчеркнуть, что 90-95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемки и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий.

По другим данным, «... секретные службы США около 80% информации получают из таких источников, как отчеты шпионов-дипломатов, военных атташе, из сообщений иностранной прессы и радио, из справочной литературы, официальных правительственных заявлений, документов и планов, рассказов туристов и из материалов и сведений, получаемых техническими средствами».

Как видно, в работе этих служб тесно переплетены легальные и нелегальные методы получения информации.

Об этом также свидетельствует и обобщенный перечень методов получения конфиденциальной информации о конкурентах, опубликованных американским журналом «Кэмикл энджиниринг». Этот перечень включает:

  • сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например судебные отчеты;
  • использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;
  • биржевые отчеты и отчеты консультантов, финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров, выставочные экспонаты и проспекты, брошюры
  • конкурирующих фирм, отчеты коммивояжеров своей фирмы;
  • изучение продукции конкурирующих фирм, использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);
  • замаскированные опросы и «выуживание» информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);
  • непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;
  • беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека на работу в свою фирму);
  • так называемые «ложные» переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;
  • наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;
  • подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;
  • использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;
  • подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;
  • перехват телеграфных сообщений;
  • подслушивание телефонных разговоров;
  • кражи чертежей, образцов, документации и т. п.;
  • шантаж и вымогательство.

В практической деятельности зарубежных спецслужб каждый из способов несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации занимает определенное место. По данным некоторых источников, соотношение этих способов выглядит следующим образом:

  • подкуп, шантаж, переманивание служащих, внедрение агентов — 43%;
  • подслушивание телефонных переговоров — 5%;
  • кража документов — 10%;
  • проникновение в ПЭВМ — 13%;
  • съем информации с каналов связи «втемную» — 24%.

При этом в 47% случаев используются технические средства промышленного шпионажа.

В научных публикациях отечественных авторов также приводятся (и детально анализируются) систематизированные перечни возможных способов несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Ими, например, «... являются: инициативное сотрудничество, склонение к сотрудничеству, выпытывание, выведывание, подслушивание переговоров различными путями, негласное ознакомление со сведениями и документами, хищение, копирование, подделка (модификация), уничтожение (порча, разрушение), незаконное подключение к каналам и линиям связи и передачи данных, перехват, визуальное наблюдение, фотографирование, сбор и аналитическая обработка».

Одновременно с развитием промышленного шпионажа постоянно совершенствуются разнообразные средства зашиты тайны предпринимателей. Так, например, в промышленно развитых странах в последние годы постоянно наращивает объемы производства индустрия по выпуску специальных технических средств защиты входа в служебные помещения. При этом используются такие прогрессивные новшества, как системы кодируемых карточек, биометрические системы, реагирующие на голос, подпись, отпечатки пальцев, узоры кровеносных сосудов сетчатки глаза.

Достаточно подробно специфические вопросы использования технических средств зашиты коммерческой тайны своего предприятия и технических способов несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации конкурентов освещены в литературе.

К числу наиболее доступных легальных источников получения информации можно отнести:

  • устные выступления работников предприятия на различных конференциях, семинарах и т. п.;
  • открытые публикации предприятия и его отдельных работников;
  • экспонаты различных ярмарок, выставок и презентаций; данные товарных и фондовых бирж;
  • объявления об имеющихся вакансиях, конкурсах на замещение должностей и др.

Систематизация и анализ такой информации требуют от предприятия больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Нередко этим занимаются специально созданные службы, поскольку объемы информации велики, а ее достоверность иногда вызывает сомнение.

В промышленно развитых странах (например в США) в соответствующих государственных органах существуют специальные посреднические службы, предоставляющие клиентам некоторые виды коммерческой информации об интересующих их предприятиях и организациях. В нашей стране законодательно определено, что предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Предприятия также публикуют данные о своей деятельности, включая годовые балансы. В то же время предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.

Для предотвращения утечки коммерческой тайны через работников государственных органов управления и контроля руководитель предприятия должен знать их реальные права и предоставлять им только ту документацию, которая необходима для выполнения их служебных функций, а не любую, которую они потребуют. Прежде всего это относится к действиям работников статистической службы, антимонопольного комитета, милиции, финансовой, налоговой, санитарной, пожарной и других инспекций. Предпринимателю также необходимо знать и соблюдать порядок обжалования неправомерных действий государственных служащих, должностных лиц и работников правоохранительных органов, механизм возмещения материального и морального ущерба, причиненного фирме в результате их действий.

Каждый предприниматель должен быть знаком с процедурами приглашения консультантов, адвокатов, экспертов, а также с порядком их участия в передаче информации, относимой к категории коммерческой тайны.

В конкурентной борьбе предпринимателей промышленно развитых стран используется и такой легальный метод получения информации, как «обратный инжиниринг», известный еще со времен становления автомобильной компании Форда. При «обратном инжиниринге» в специальных лабораториях производится разборка продукции конкурентов для определения возможных новшеств и секретов технологии изготовления.

Применение «обратного инжиниринга» регулируется законодательством отдельных стран или международными соглашениями. В большинстве случаев устанавливаются некоторые вполне оправданные ограничения использования этого метода. Например, изделия, предназначенные для исследования с помощью данного метода, должны быть приобретены на общих условиях в местах их продажи и распространения. Во многих случаях запрещается воспроизводить ту продукцию, которая защищена каким-либо товарным знаком. Кроме того, нельзя привлекать для участия в подобных исследованиях тех специалистов, которые ранее работали на предприятии — изготовителе данной продукции (в течение срока, оговоренного в контракте при предыдущем трудоустройстве).