13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Предприятие на рынке ценных бумаг / Инвестиционный портфель предприятия

Инвестиционный портфель предприятия

В условиях рыночной экономики наряду с традиционными формами накопления инвестиций на предприятии — часть прибыли, амортизационный фонд — вступает в силу и фактор фондового рынка, то есть рынка ценных бумаг. К этому располагает и такая организационно-правовая форма предприятия, как акционерное общество, где уставный капитал поделен на части, и предприятие получает возможность выпускать ценные бумаги в виде акций и облигаций.

С точки зрения интересов предприятия выпуск (эмиссия) ценных бумаг — это важный рычаг аккумуляции капитала. Предприятие может выступать как эмитентом — то есть выпускать акции, облигации, векселя, — так и инвестором — вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги других предприятий и получать дивиденды (доходы), обладая ценными бумагами других эмитентов.

Вкладывая средства в ценные бумаги других предприятий или банков, как коммерческих, так и государственных, предприятие тем самым формирует инвестиционный портфель, который может быть:

  • консервативным, когда предприятие заинтересовано в стабильном доходе;
  • агрессивным, когда предприятие нацелено на высокий доход и рост капитала с большим риском потерять свои капиталы.

Предприятие-инвестор, вкладывая средства в ценные бумаги, заинтересовано в:

  • безопасности вложений;
  • доходности вложений;
  • росте капитала.

Между этими целями существуют противоречия, поскольку безопасность вложений, как правило, несовместима как с доходностью, так и с ростом капитала. Чтобы достичь компромисса, необходимо диверсифицировать вложения, то есть распределить капитал между множеством ценных бумаг и множеством компаний.

Инвестиционный портфель предприятия может быть диверсифицированным двояко:

  • когда в каждый вид ценных бумаг вложено 10% общей стоимости всех вложений, и эта цифра может снижаться до 5%;
  • когда процент превышает 10, и чем он выше, тем диверсификация слабее.

Например, предприятие распределило свой инвестиционный портфель так: 15% — в акции нефтедобывающих предприятий; 20% — в акции нефтеперерабатывающих предприятий; 17% — в акции предприятий, занимающихся транспортировкой и реализацией нефти и нефтепродуктов; 13% — в акции предприятий, производящих химическую продукцию на основе нефтепродуктов.

Все эти предприятия завязаны в единый технологический цикл. Можно считать удачным формирование такого портфеля инвестиций? Скорее всего, нет. Помимо высокого уровня процента вложений в каждое конкретное предприятие средства вложены и в предприятия, образующие единый технологический цикл. Единственным оправданием для такого рода вложений предприятия является то, что они сделаны в сырьевой комплекс — нефтяной, потребность в продукции которого чрезвычайно остра.

Вложения в ценные бумаги достаточно рискованны, поэтому необходимо постоянно отслеживать конъюнктуру фондового рынка, чтобы увеличить доходность вложений, а не потерять их.

Отслеживать конъюнктуру фондового рынка предприятие может самостоятельно либо с помощью особых компаний, которые называются трастовыми. Трастовая компания — это предприятие, которое обеспечивает наиболее выгодное и надежное вложение средств инвестора, охраняет его интересы, следит за финансовым положением тех предприятий, в чьи ценные бумаги вложены средства инвестора, обеспечивает своевременное получение процентов от вложенных средств.

Таким образом, существует ряд правил, которыми должно руководствовать предприятие-инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги:

  1. Вкладывая деньги в ценные бумаги, следует помнить, что это самые рискованные вложения.
  2. Деньги сегодня стоят дороже, чем деньги завтра, поскольку полученные деньги можно инвестировать вновь.
  3. Доход от вложений всегда прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения дохода.
  4. Чтобы сгладить противоречие между риском вложений и доходностью, необходимо диверсифицировать вложения как среди ценных бумаг, так и среди эмитентов.
  5. Лучшие вложения — в ценные бумаги компаний, на продукцию которых постоянно не удовлетворяется спрос.