13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Совместные предприятия / Создание совместного предприятия за рубежом

Создание совместного предприятия за рубежом

Подготовительный этап создания совместного предприятия за рубежом включает определение целей и задач зарубежного инвестирования, оценку возможностей и конкурентоспособности будущего предприятия, исследование инвестиционного климата в стране регистрации предприятия, выбор иностранного партнера. Важное значение имеет анализ экономических преимуществ создания совместного предприятия, к которым, в частности, могут относиться снижение расходов на организацию производства за счет использования услуг лизинговых компаний, экономия на административных расходах благодаря услугам специализированных фирм, управляющих предприятием, другие преимущества местного рынка.

В зависимости от целей, преследуемых при создании фирмы за рубежом, российский инвестор может выбрать страну регистрации из числа промышленно развитых стран, стран с умеренной налоговой системой или «налоговых гаваней».

В промышленно развитых странах деятельность хозяйствующих субъектов подлежит строгой регламентации со стороны государства. В частности, установлены ограничения минимального размера уставного капитала акционерных обществ (в Германии — 100 тыс. марок, во Франции — 500 тыс. франков); действуют достаточно высокие ставки налога на прибыль (до 40-50 % чистой прибыли).

В странах с умеренной налоговой системой наряду с достаточно высоким уровнем налогов распространена система специальных налоговых льгот, касающихся механизма перевода доходов и репатриирования прибылей, а также деятельности компаний определенных типов (холдинговых, финансовых, торговых). Кроме того, в них действуют либеральные валютные и таможенные режимы.

«Налоговые гавани» отличаются рядом особенностей, делающих их особенно привлекательными для иностранных инвесторов:

  • отсутствие или незначительные размеры налога на прибыль (ставка налога на прибыль не превышает 1-2% или он заменен ежегодным сбором от 150 до 1000 ам. долл. в год вне зависимости от размеров дохода);
  • отсутствие налогов на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов, платежей роялти и пр.);
  • отсутствие ограничений на вывоз валюты, возможность свободного открытия депозитов в любой валюте в любых зарубежных банках;
  • упрощенность процедуры регистрации предприятий, отсутствие ограничений на минимальный размер уставного капитала;
  • упрощенность порядка управления предприятием, использование принципа доверительного управления, при котором управление осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца.

Кроме того, во многих странах этой группы нарушение налогового и таможенного законодательства не считается уголовным преступлением, а также не требуется представления предприятиями отчетов по ведению бухгалтерского учета или налоговых деклараций. Однако налоговые и таможенные службы ряда стран Европейского сообщества, Скандинавских стран и США проверяют торговые сделки с участием предприятий, зарегистрированных в «налоговых гаванях». Иногда такие предприятия испытывают трудности в получении банковских кредитов, а также в поиске деловых партнеров.

Российский инвестор, участвующий в создании совместного предприятия за рубежом, руководствуется как российским законодательством, устанавливающим разрешительный порядок создания предприятий за рубежом, так и законодательством страны регистрации, регламентирующим порядок создания и деятельности предприятий.

Порядок осуществления российскими гражданами и юридическими лицами инвестиционной деятельности за рубежом регламентируется Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 и Указом Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991 г. № 213, согласно которым инвестирование производится по лицензии в порядке, определяемом правительством. Однако до сегодняшнего дня такой порядок не определен, и продолжают действовать нормы правового законодательства бывшего СССР. Основным документом в этой области остается постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1989 г № 412, согласно которому предприятия создаются за рубежом с участием российских юридических лиц с согласия Министерства внешних экономических связей РФ и регистрируются в специальном реестре. В соответствии с этим постановлением МВЭС РФ был утвержден Временный порядок выдачи заключения МВЭС России о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием российского капитала, за рубежом от 3 февраля 1994 г.

Заключение МВЭС РФ является основанием для таможенных органов в отношении пропуска имущества, отправляемого за рубеж в качестве вклада в уставный капитал предприятия, а также необходимым документом при рассмотрении Центральным банком РФ вопроса о выдаче разрешения на перевод валюты в качестве вклада в уставный капитал совместного предприятия за рубежом. В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 валютные операции, связанные с движением капитала (в том числе осуществление вклада в уставный капитал создаваемого за рубежом предприятия) осуществляется в порядке, установленном ЦБ РФ.

Кроме получения разрешения МВЭС РФ о целесообразности осуществления инвестиций за рубежом и лицензии Центробанка РФ на перевод средств в уставный капитал совместного предприятия необходимо внести зарегистрированное за рубежом предприятие с российским капиталом в реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием. Реестр ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ.

Для получения разрешения МВЭС РФ на создание совместного предприятия за рубежом необходимо представить:

  1. Письменное заявление на имя руководства МВЭС РФ с просьбой о предоставлении заключения и с краткой информацией о предмете деятельности юридического лица.
  2. Заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
  3. Справку уполномоченного банка Российской Федерации о наличии рублевого и валютного счетов и платежеспособности юридического лица, а также справку о наличии у него счетов в иностранных банках.
  4. Согласованные с иностранными партнерами проекты необходимых по законодательству страны регистрации учредительных документов создаваемого предприятия (на русском и иностранном языках).
  5. Технико-экономическое обоснование целесообразности создания предприятия за рубежом.
  6. Решение полномочного органа управления российского юридического лица о создании предприятия за рубежом.
  7. Документы, подтверждающие права собственности на имущество, имущественные права и права на результаты интеллектуальной деятельности, которые предполагается инвестировать.
  8. Сведения об иностранном партнере:
      - выписку из торгового реестра (или заменяющий ее документ), подтверждающую факт регистрации иностранного партнера в качестве юридического лица по законодательству своего государства, с заверенным переводом;
      - документе платежеспособности, выдаваемый банком иностранного партнера с нотариально заверенным переводом.

Помимо названных документов, в отдельные случаях могут быть потребованы:

  • заверенная в установленном порядке копия документа (на русском и иностранном языках), разрешающего иностранному партнеру привлечение российских инвестиций;
  • другие необходимые документы, обосновывающие специфику создаваемого предприятия (выписка из иностранного законодательства, лицензии на ведение той или иной деятельности и т.д.).

Поступающие в МВЭС РФ заявления направляются в Главное управление координации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ (ГУКВД) и копии в Главное договорно-правовое управление (ГДПУ) и главные управления торгово-экономических связей (в зависимости от страны осуществления инвестиций). В случае необходимости ГУКВД привлекает к рассмотрению другие полразделения МВЭС.

Срок подготовки окончательного заключения о целесообразности осуществления инвестиций и создания предприятий с участием российского капитала за рубежом — 10 дней со дня получения ГУКВД заключения от подразделений МВЭС РФ, других министерств, ведомств и организаций, а также доработанных с учетом замечаний МВЭС РФ учредительных документов создаваемых предприятий.

ГУКВД вправе при необходимости запрашивать у организаций-заявителей дополнительную информацию об осуществляемых инвестициях и создаваемых за рубежом предприятиях. МВЭС РФ вправе отказать в выдаче заключения. Решение о нецелесообразности осуществления инвестиций за рубежом может быть принято в случаях:

  • указания неверных сведений в представляемых документах;
  • выявления предполагаемых нарушений действующего законодательства Российской Федерации (в том числе нормативных документов Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного таможенного комитета Российской Федерации по вопросам валютного, финансового и таможенного регулирования);
  • выявления предполагаемых нарушений законодательства зарубежных стран;
  • недобросовестной конкуренции.

Посте получения положительного заключения Министерства внешних экономических связей РФ предприятие обязано предоставлять единоразово или периодически следующие документы в МВЭС РФ:

  • заверенную в установленном порядке копию документа регистрации предприятия за рубежом (на русском и иностранном языках);
  • копию свидетельства о внесении предприятия в реестр предприятий с российскими инвестициями за рубежом (выдается Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ);
  • заверенный аудиторами годовой баланс;
  • нотариально заверенную копию решения высшего органа управления созданного предприятия о распределении прибыли (дивидендов) за истекший год;
  • копию выписок с валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, подтверждающих зачисление на них прибыли (дивидендов) за отчетный год.

Для получения лицензии Центрального банка Российской Федерации на перевод средств в уставный капитал совместных предприятий, созданных за рубежом, российским партнерам необходимо представить в ЦБ РФ следующие документы:

  1. Заверенные копии учредительных документов совместного предприятия, созданного за рубежом.
  2. Копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия в стране местопребывания (если такие имеются).
  3. Копии документов, подтверждающих согласование создания зарубежного совместного предприятия с МВЭС РФ.
  4. Копии свидетельства о занесении совместного предприятия в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.
  5. Технико-экономическое обоснование создания предприятия за рубежом.
  6. Каждый из российских участников также представляет:
      справку об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты,
      выданную местным налоговым органом, где предприятие состоит в качестве налогоплательщика;
      справку из уполномоченного банка Российской Федерации о наличии у заявителя средств в иностранной валюте, достаточных для осуществления перевода;
      справку об источнике иностранной валюты у заявителя;
      справку из уполномоченных банков Российской Федерации, ведущих валютные счета предприятий, об отсутствии задолженности по обязательной продаже части валютной выручки.
  7. Письмо-заявление на имя начальника Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации.
  8. Иные документы, относящиеся к указанному проекту. Созданное за рубежом предприятие с российским участием может учреждать за границей новое предприятие, инвестируя в него имеющиеся средства. Поскольку первое предприятие не является резидентом в Российской Федерации, заключения МВЭС РФ в этом случае не требуется.

Порядок создания совместных предприятий (учреждения или приобретения иностранными партнерами долей участия) регулируется в зарубежных странах их гражданскими и торговыми кодексами, специальными законодательными актами. В некоторых странах для создания фирмы с иностранным участием требуется предварительное разрешение соответствующих национальных органов.

Выбор организационно-правовой формы нового предприятия зависит от установленных правовых форм, в которых могут создаваться фирмы на территории принимающей страны в соответствии с ее законодательством. Наиболее распространенная форма совместных предприятий за рубежом — акционерные общества закрытого типа. В некоторых штатах США действует акт о компаниях с ограниченной ответственностью. В Германии предприятия с участием иностранных инвесторов могут создаваться в форме акционерного общества, полного товарищества, коммандитного товарищества, общества с ограниченной ответственностью.

Деятельность фирм с участием российских инвесторов за рубежом зависит от ряда факторов, к которым можно отнести государственные гарантии, ограничения и льготы для иностранных инвесторов, систему налогообложения и др.

Государственные гарантии прав иностранных инвесторов закрепляются в конституциях различных стран, где гарантируется неприкосновенность собственности, а также в конвенциях и соглашениях о взаимной защите и поощрении инвестиций на многостороннем и двустороннем уровнях. С 1966 г. действует «Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран», в соответствии с которой инвесторы, происходящие из стран-участниц конвенции, в случае возникновения разногласий между ними и иностранными государствами, на территории которых они действуют, могут обратиться в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.