13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Несостоятельность банкротство предприятия

Несостоятельность банкротство предприятия

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия (организации). Механизм банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей ранее действовал в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 г., ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами. С 1 марта 1998 г. в действие введен закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, в соответствии с которым осуществляются процедуры банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей, а также граждан-должников. В отношении последних установленные процедуры банкротства вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.

Таким образом, положения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Все вышеназванные хозяйствующие субъекты, признанные должником, могут быть объявлены арбитражным судом банкротом.

Должником считается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленные законом сроки. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством.

  • Признаки банкротства. Признаком банкротства предприятия (организации) считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.
  • Кредиторы предприятия-должника. Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании предприятия-должника банкротом обладают конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника-предприятия (организации) по обязательствам, вытекающим из такого участия.
  • Арбитражные управляющие. В соответствии с Федеральным законом арбитражным управляющим является лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством. Арбитражные управляющие в зависимости от проведения процедур банкротства подразделяются на: временных управляющих (процедура наблюдения), внешних управляющих (внешнее управление должником), конкурсных управляющих (конкурсное производство).

При рассмотрении дела о банкротстве должника-предприятия (организации) применяются следующие процедуры банкротстванаблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом.

Так, ФСНД должна вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и представлять предложения по финансовому оздоровлению в Правительство РФ.

В соответствии с Федеральным законом в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника -юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должны принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, которые могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Досудебная санация. Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника (предприятия, организации), применяемые собственником имущества должника -унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника -юридического лица, кредиторами должника и иными лицами и целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помоши должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия (организации).

При этом должник-предприятие (организация) или иное лицо могут (должны) принимать на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших должнику финансовую помошь. Как показывает практика, основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем как предоставления финансовой помощи, так и проведения других мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.

Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, за счетов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов на условиях, установленных законами.


Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» определены общие положения и некоторые особенности осуществления отношений, связанных с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организаций, а также кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан. Некоторые статьи Закона посвящены особенностям банкротства индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства. В отдельной главе Закона изложен механизм применения упрощенных процедур банкротства и порядок осуществления банкротства отсутствующего должника.

Федеральный закон о банкротстве начал применяться с 1 марта 1998 г., его положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут введены в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.

Не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном Федеральным законом, казенные предприятия, а также унитарные предприятия, не основанные на государственной и муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенном предприятии в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие первой части Государственного кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ.