Риск невостребованности продукции возникает вследствие отказа потребителя от приобретения произведенной продукции. Риск характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного производителем по этой причине. Причин возникновения риска невостребованности произведенной продукции может быть много, но, как правило, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти причины по условиям возникновения можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние причины возникновения риска зависят от деятельности самого предприятия, его подразделений и отдельных работников. К ним можно отнести:
- квалификацию персонала (работников);
- организацию производственного процесса;
- организацию снабжения предприятия материальными ресурсами;
- организацию сбыта готовой продукции;
- организацию рекламы производимой продукции;
- управление предприятием;
- маркетинговые исследования рынка и др.
Уровень риска невостребованности продукции зависит от уровня квалификации персонала предприятия, так как именно ошибки работников могут повлечь за собой возникновение данного риска. Например, неправильно составленный специалистами прогноз спроса на производимую предприятием продукцию приведет к диспропорции между объемом произведенной и объемом реализованной продукции, то есть часть продукции не будет реализована. В результате подобной ошибки предприятие понесет убытки. Кроме этого, неверный выбор работниками маркетинговой службы каналов сбыта произведенной продукции, направления ее сбыта, времени и места реализации может привести к несоответствию фактического объема реализации прогнозному объему спроса, что также снизит прибыль предприятия.
Несоответствие уровня квалификации рабочих, других категорий работников применяемой технологии производства продукции, низкая технологическая дисциплина, слабый контроль за качеством изготовления деталей, узлов, сборки может привести к низкому качеству продукции, падению спроса на нее, что приведет к снижению цены продукции, уменьшению выручки и прибыли, а также к падению репутации предприятия, снижению его конкурентоспособности.
Организация производственного процесса также сказывается на уровне риска невостребованности продукции. Нарушения в технологическом цикле приводят к снижению качества производимой продукции, к явному или скрытому браку. Обнаружение скрытого брака потребителями наносит предприятию не только экономический, но и моральный вред. Возврат бракованной продукции потребителем приравнивается к невостребованной продукции, к тому же необходимо потребителю возместить причиненные убытки. Неритмичность работы подразделений предприятия, внеплановые остановкй оборудования отражаются на себестоимости и качестве продукции. Чтобы перекрыть время простоев, предприятие часто прибегает к штурмовщине и нарушению технологии, что отрицательно сказывается на конечных результатах.
Использование физически устаревших основных производственных фондов приводит к частым поломкам и остановке оборудования. В результате увеличивается время ремонта, повышаются затраты на производство продукции и снижается ее качество.
Причины несоблюдения технологического процесса на предприятии можно объединить в две группы:
- зависящие от персонала предприятия: низкий уровень управления, ошибки в планировании, недостаточное знание технологии производства данной продукции, использование устаревшего оборудования, слабый контроль качества, применение недоброкачественных материалов, сырья, комплектующих изделий, низкая производственная дисциплина, слабая мотивация работников и др.;
- независящие от предприятия: внезапное отключение электроэнергии, перебои в водоснабжении, аварийные остановки предприятия и т. п.
На уровень риска в деятельности опосредованно влияют качество сырья и материалов, своевременность их поступления на предприятие, а также их цена. Замена необходимых материалов на другие может увеличить риск в том случае, если заменяющие материалы или дороже, или не соответствуют техническому уровню изготовляемой продукции. А это приводит к увеличению иены производимой продукции и падению спроса на нее даже при улучшении качества продукции.
Непосредственное влияние на уровень риска невостребованности продукции могут оказывать и другие внутренние факторы:
- организация сети сбыта и системы подвижения продукции к потребителю;
- выбор каналов сбыта — использование услуг оптовых и розничных посредников или самостоятельная реализация товаров конечному потребителю.
Возможность возникновения риска невостребованности продукции при неэффективной организации сбыта вероятна для следующих ситуаций:
- если производитель опирается на собственные каналы сбыта, руководство предприятия может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, в организации оплаты труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов;
- если предприятие в целях сохранения большей экономической независимости отказывается от услуг торговых фирм и создает собственную сбытовую сеть, издержки содержания которой вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. Это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж;
- если предприятие предоставляет предприятиям-посредникам исключительные права по сбыту продукции на локальном или региональном рынках. Недостаточная заинтересованность посредника или отсутствие необходимого опыта, низкий уровень материальных возможностей могут снизить объемы продажи продукции предприятия.
Прежде чем предпринимать какие-либо шаги по организации рекламирования продукции, предприятию необходимо определить, с какой целью это делается, так как неправильно выбранный мотив или рекламный образ могут привести к совершенно противоположному результату по сравнению с ожидаемым.
Реклама должна быть выполнена профессионально. Не следует в целях экономии и заказывать рекламу случайным агентствам.
Риск невостребованности продукции может возникать в связи с тем, что:
- реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя;
- реклама недостаточна или избыточна по своему объему;
- реклама неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей;
- выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.
Внешние причины риска невостребованности продукции, как правило, непосредственно не зависят от деятельности предприятия, хотя в некоторых случаях такая зависимость существует. Например, из-за плохой организации документооборота уведомление потребителю о готовности его заказа отправлено несвоевременно, в результате потребитель отказался приобретать заказанную продукцию.
К невостребованности продукции приводит нестабильная экономическая ситуация, в частности рост инфляции (что приводит к снижению покупательной способности населения), а также инфляционные ожидания. Опасаясь роста инфляции, население закупает товары впрок, а затем наступает спад спроса и его стабилизация. Предприятиям необходимо учитывать это при планировании объемов производства.
Следует учитывать и политическую нестабильность. Во избежание возможности риска надо тщательно изучать и анализировать обстановку в регионах и/или странах нахождения фактических и потенциальных потребителей своей продукции.
Демографический фактор также влияет на риск невостребованности продукции, особенно продукции, которая рассчитана на определенные демографические группы. Важна и география распределения потребителей, поскольку различные географические регионы предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделия, а также к его качеству.