Текущее планирование

Текущее планирование — это такой вид деятельности, который в сегодняшних акционерных обществах, бывших ранее государственными предприятиями, как правило, существует и поныне. Плановики со стажем имеют опыт разработки техпромфинпланов и используют его в новых условиях. На предприятиях определяется себестоимость по элементам затрат и статьям калькуляции, планируется выручка от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В некоторых случаях планируются издержки по производственным подразделениям и проводятся более сложные специальные расчеты.

Текущее планирование охватывает годовой период и представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Есть ли какие-то основания для того, чтобы утверждать, что оно должно стать другим, чем было в плановой экономике? Да, есть. Во-первых, текущее планирование должно рассматриваться как этап реализации стратегии предприятия. Во-вторых, если раньше отправной точкой текущих планов был план производства, то в рыночной экономике это место занимает прогноз сбыта на текущий год. И. наконец, в-третьих, несколько меняются формы представления результатов текущего плана. С учетом этих особенностей структурная схема текущего планирования показана на рис. 3.

  Рис. 3. Структурная схема текущего планирования

Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана действий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге планы по подразделениям разрабатываются в виде бюджетов или смет. После разработки бюджетов подразделений проводится их анализ и выявление несоответствий.

В случае когда обшая потребность в ресурсах превосходит возможности предприятия, а бюджеты составлены корректно — приходится пересматривать текущие задачи; если же некорректно составлены бюджеты, высшее руководство должно пересмотреть бюджеты. Прогноз сбыта — та основа, на которой в конечном счете строятся все бюджеты подразделений. В рыночной экономике нельзя ожидать, что отдел сбыта сможет продать все, что предприятие может произвести. Наоборот, вопрос должен стоять так — сколько нам нужно произвести тех или иных продуктов, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос на них? Каждое подразделение нуждается в прогнозе сбыта для координации своих действий с задачами всего предприятия.

Прогноз сбыта, в идеале, должен составляться по каждому виду продукции с разбивкой по месяцам и по территориям. Сбыт каждого продукта показывается в стоимостном и натуральном выражении. На практике составление таких прогнозов затруднено или не оправдано с точки зрения эффективности для предприятий с индивидуальным характером производства или с большим ассортиментом продукции. Поэтому часто отдельные продукты объединяются в группы или выделяются важнейшие виды продукции, а остальные проходят в графе «прочая продукция». Это снижает ценность прогноза, но также и затраты на него.

В конечном счете прогноз сбыта может быть представлен в форме таблицы:

 

Всего

Регион 1

Регион 2

в шт.

сумма

в шт.

сумма

в шт.

сумма

1. Продукция А
    январь 
    февраль
    март

           

ИТОГО за квартал
   I
  
II
   III
   IV

           

2. Продукция В

           

Производственный план должен быть основан на прогнозе сбыта. Он включает в себя план по материалам, план по труду и план по накладным общезаводским расходам. С прогнозом сбыта связаны также и план маркетинга, и план по торговым издержкам. Впрочем, в текущие задачи маркетинга могут быть заложены будущие стратегические задачи, требующие продолжительных усилий по их решению.

Бюджет НИОКР и бюджет административных расходов в меньшей степени связаны с текущими задачами, в основном они ориентированы на общую стратегию предприятия. Но перед ними также стоят задачи на текущий год, решение которых требует определенных затрат. В конечном счете все виды планов по запланированным доходам и затратам обобщаются в финансовом плане.

Общий алгоритм текущего планирования может быть следующим:

  • разработка прогноза сбыта;
  • разработка планов (бюджетов) по подразделениям;
  • группировка издержек всех подразделений в переменные, операционные и торгово-административныс издержки;
  • расчет итоговых выходных форм: плана по прибыли и денежного потока.

К переменным издержкам относятся:

  • сырье и материалы основные;
  • сырье и материалы вспомогательные (только те, которые могут быть отнесены к переменным издержкам);
  • покупные полуфабрикаты и комплектующие;
  • работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями (те из них, которые могут быть отнесены к переменным издержкам);
  • расходы на сдельную оплату труда основных производственных рабочих вместе с отчислениями на социальные нужды.

К операционным издержкам относятся:

  • сырье и материалы вспомогательные (кроме тех, которые отнесены к переменным издержкам);
  • работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями (кроме тех, которые отнесены к переменным издержкам);
  • запасные части для ремонта технологического оборудования и транспортных средств;
  • топливо;
  • энергия (кроме офиса);
  • расходы на оплату труда производственных рабочих (кроме сдельной), ИТР и служащих, вместе с отчислениями на социальные нужды;
  • расходы на оплату труда сотрудников аппарата управления на уровне цехов вместе с отчислениями на социальные нужды;
  • расходы на эксплуатацию оборудования;
  • текущий ремонт оборудования и транспортных средств;
  • услуги со стороны на содержание оборудования и рабочих мест (энергия, сжатый воздух, пар, вода и др.);
  • услуги сторонних организаций по ремонту;
  • содержание зданий, сооружений производственного назначения, складских помещений, включая коммунальные расходы;
  • транспортные расходы, связанные с производством (маттехснаб, внутризаводской транспорт);
  • ремонт зданий, сооружений производственного назначения, складов инвентаря;
  • затраты но охране окружающей среды, затраты на переработку, утилизацию, удаление отходов;
  • платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
  • расходы на изобретательство и рационализаторство;
  • аренда отдельных объектов основных производственных фондов;
  • амортизационные отчисления (кроме офиса);
  • оплата работ по сертификации продукции;
  • охрана труда;
  • подготовка кадров;
  • другие.

К торгово-административным издержкам относятся:

  • расходы на тару и упаковку продукции;
  • расходы на транспортировку готовой продукции;
  • расходы на заработную плату сбытовых работников вместе с отчислениями на социальные нужды;
  • отчисления сбытовым организациям, комиссионные сборы;
  • гарантийное обслуживание;
  • расходы на рекламу, всего:
  • в том числе:
       в пределах утвержденного норматива;
       сверх норматива;
  • другие маркетинговые расходы;
  • аренда земли и другие выплаты за земельный участок;
  • страхование имущества;
  • оплата лицензий на право деятельности, поддержание патентов;
  • содержание аппарата управления предприятием;
  • затраты на автомобильный транспорт;
  • содержание конструкторских служб;
  • содержание узлов связи;
  • расходы по командировкам;
  • расходы на освещение, отопление, водоснабжение и содержание в чистоте административных зданий;
  • содержание охраны;
  • канцелярские, почтовые и телефонные расходы;
  • платежи по кредитам банков, всего:
  • в том числе:
       в пределах установленных ставок;
       сверх установленных ставок;
  • представительские расходы, всего:
  • в том числе:
       в пределах установленных ставок;
       сверх установленных ставок;
  • затраты на социальные программы: жилье, здравоохранение, столовая и магазин, другие;
  • амортизационные отчисления;
  • другие.