13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Информационные системы управления / Управленческий труд в условиях компьютеризации

Управленческий труд в условиях компьютеризации

Можно отметить следующие особенности управленческого труда в условиях компьютеризации (УТ).

  1. Основным параметром и продуктом управленческого труда становится информация. Она постепенно переходит в категорию товара и приобретает потребительную стоимость.
  2. Освобождается часть рабочего времени за счет ИСУ, которое на первом этапе будет идти на расширение коммуникаций с работниками, а на втором этапе — на работу с системой управления.
  3. Возрастает комфортность УТ за счет получения достоверной информации и работы с пакетами прикладных программ, имитирующих интеллектуальную вставку в общем потенциале предприятия или подразделения.
  4. Руководитель выбирает из набора правильных решений лучшее на его взгляд (а ранее — из ряда решений правильное на его взгляд).
  5. Увеличивается стоимость результатов принятого решения. Информация как управленческое решение многократно увеличивает свою стоимость, реализуясь в материально-вещественных элементах производства. Неверно принятое решение в масштабах отрасли может привести к большим материальным и социальным убыткам. Так, решение о строительстве на озере Байкал целлюлозно-бумажного комбината было признано через несколько лет неправильным. Теперь требуются многомиллиардные ассигнования для возможного перебазирования этого комбината в другое место.
  6. Уменьшается двойственный характер работы руководителя. Современные руководители совмещают функции высококвалифицированных специалистов (инженеров, экономистов, врачей и т.д.) и непосредственных организаторов производства. В табл. 4 приведены обобщенные данные удельных затрат рабочего времени руководителей ряда машиностроительных и приборостроительных предприятий. Информационные системы управления предприятием могут существенно сократить время, затрачиваемое руководителем на работу в качестве специалиста.
  7. Существенно уменьшается мобильность УТ. Руководитель может меньше ездить в командировки, перемещаться по закрепленным подразделениям.

Таблица 4. Удельные затраты рабочего времени (в %)

Содержание труда

Руководители

высшего звена

среднего звена

низового звена

Как специалист

50

25

55

Как руководитель

50

75

45

Информационные системы управления (ИСУ)  обеспечивает руководителей достоверной и полной информацией о состоянии объекта управления для принятия решения и последующей проверки его исполнения. Постепенно будет осуществляться переход к преимущественно кабинетному стилю работы.

Использование ИСУ дает возможность расширить набор форм реализации управленческого труда.

В качестве новых форм можно выделить деловые игры (тренинги) и моделирование с помощью компьютеров; электронные записные книжки; массовые мероприятия (совещания, заседания) с помощью современных технических средств при нахождении участников на своих рабочих местах; деловое слово, основанное на предварительном расчете и анализе с помощью ЭВМ.

Информационной основной для новых форм является база знаний и база данных.

Новые формы существенно улучшают традиционные составляющие содержания УТ и дополняют их новыми.

Из традиционных следует отметить:

  • воспитательную работу,
  • повышение эффективности и качества труда в управлении и производстве,
  • совершенствование системы управления, организацию личной работы,
  • повышение профессионального уровня персонала.

В качестве новых составляющих содержания отметим информационную деятельность, моделирование и работу с моделями.

Автоматизация УТ с помощью ИСУ способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления. В первую очередь это касается законов, свойственных управлению в целом.

К ним относятся законы:

  • единства систем управления;
  • соотносительности управляющей и управляемой систем;
  • пропорциональности производства и управления;
  • экономии времени.

Закон единства систем управления должен предусматривать:

  • неразрывную связь всех звеньев организации за счет создания единой, достоверной и доступной информационной базы;
  • объединение разрозненных элементов в реальной структуре, подсистем управления в систему на единой информационной базе. В настоящее время в рамках одной организации можно обнаружить фактически обособленные друг от друга подразделения. Разрозненность приводит к большим экономическим и социальным издержкам;
  • накопление статистических данных о работе организации для учета положительного опыта при подготовке решений.

Реализация закона соотносительности управляющей и управляемой систем должна идти за счет:

  • соотносительности фондовооруженности рабочего места производственного работника и работника аппарата управления. Часто уровень фондовооруженности производственных работников выше, чем у работников аппарата управления. В этом случае управляющая система не в состоянии квалифицированно решать базисные задачи;
  • повышения профессионального уровня руководителей и специалистов до уровня современной производственной технологии.

Закон пропорциональности производства и управления реализуется в следующем:

  • планирование и прогнозирование (составление обоснованных бизнес-планов);
  • поддержание оптимальных пропорций в производственной, экономической и социальной области.

Использование ИСУ позволяет расширять состав или объем функций управления в расчете на одного работника. Это приведет к новым пропорциям в структуре управления и ее линеаризации. Рассмотрим трехуровневную структуру управления (рис. 8).

  Рис. 8. Трехуровневая организационная структура управления 

Звено «А» руководит работой технических отделов, конструкторских бюро и производственных цехов через звенья «Б1, Б2 и Б3». При использовании ИСУ отделы, бюро и цехи смогут более квалифицированно выполнять свою работу и часть функций звеньев «Б1, Б2 и Б3». У звена «А» при использовании ИСУ также расширяются функциональные возможности. Расширение может идти за счет звеньев «Б1, Б2 и Б3». Таким образом, структура существенно упрощается и становится двухуровневой (рис. 9).

  Рис. 9. Двухуровневая организационная структура управления

Таким образом, получается естественное упрощение структуры и увеличивается без ущерба для производства показатель подчиненности.

Закон экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютеров позволяют успешно (революционно) реализовывать данный закон. Напомним, что быстродействие современных отечественных компьютеров составляет сотни миллионов операций в секунду, а человека — в среднем одна операция в секунду. Широкий набор экономико-математических методов позволяет экономить время при формировании оптимальных решений, а наличие базы знаний экономит время на повышении квалификации работников аппарата управления.

Ряд законов и закономерностей отражают отдельные стороны управления при использовании ИСУ. К ним относятся:

  • закон экономии интеллектуальной энергии (труда),
  • закон перехода информированности в компетентность,
  • закон перехода от административных к организационным методам управления.

Закон экономии интеллектуальной энергии реализуется за счет создания базы знаний. База знаний основана на современной технологии управления и включает следующие компоненты:

  • ППП с экономико-экономическими методами;
  • набор типовых целей, ситуаций, проблем и вариантов их решения с перечнем возможных последствий (положительных и отрицательных);
  • набор нештатных целей, ситуаций, проблем и решений;
  • набор обучающих тренингов и ситуаций;
  • набор нереализованных и глупых предложений.

Закон перехода информированности в компетентность реализуется за счет демократизации информационных процессов. С помощью ИСУ существенно возрастает количество работников, имеющих быстрый доступ к интересующей информации. Соответственно уменьшается количество индивидуальных владельцев информации (информократов).

Накопление информации дает синергический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность п получении новой информации.

Закон перехода от административных методов управления к организационным требует от руководителя использовать более эффективные методы управления.

Основу административных методов управления составляет координация, т. е. управление по результатам. Эти методы предусматривают развитую систему дисциплинарных мер. Администрирование является следствием недостатка информации о состоянии объекта управления либо слабой профессиональной подготовки руководителя.

Основу организационных методов управления составляет планирование и сопутствующая ему организация, т. е. управление по упреждению. Эти методы предусматривают составление бизнес-плана и обоснованное организационное проектирование. Научная организация труда должна создавать условия для эффективной работы аппарата управления и производственного персонала. Организационные методы управления связывают между собой экономические, социально-психологические и идеологические, являясь их фундаментом.

Перечисленные законы позволяют сформулировать ряд новых принципов УТ при использовании ИСУ:

  • принцип стабильности и регламентации;
  • принцип гибкости построения ИСУ;
  • принцип адаптации работников к ИСУ;
  • принцип адаптации ИСУ к работнику аппарата управления;
  • принцип горизонтальной интеграции процессов управления (объединение операций, усиление внутренних связей, уменьшение количества связей);
  • принцип вертикальной интеграции;
  • принцип альтернативности управленческих решений;
  • принцип интеграции и кооперации управленческого труда.

Руководитель может в основе своей деятельности руководствоваться либо здравым смыслом («хотел сделать как лучше»), либо законами организации и для организаций.

Здравый смысл обычно приводит к центробежным движениям в организациях от устойчивых состояний, а при научном подходе — к центростремительным движениям в сторону устойчивости и процветания.