13-04-24

Сравнительный анализ издержек предприятия

Сравнительный анализ издержек предприятия - важным аспектом конкурентоспособности предприятия являются более низкие издержки в сравнении с аналогичными издержками конкурентов или близкие к ним. Несмотря на то, что подобную информацию предприятия-конкуренты пытаются скрывать, отдельные параметры издержек все равно становятся известными. Например, известны цены у разных поставщиков или размеры скидок в каналах распределения. Иногда такой информации больше, иногда меньше. В ряде случаев она может быть искажена (сознательно или случайно).

В любом случае задачей этого этапа анализа состояния предприятия является сравнение не отдельных статей издержек, а двух полных структур издержек — своей и конкурента (здесь сознательно не используется термин «себестоимость», поскольку удобнее пользоваться другой структурой затрат).

Решение этой задачи — в значительной степени искусство, умение выдвигать обоснованные предложения в условиях неполной информации. В крайнем случае, сравнение может быть произведено не со структурой издержек конкурента, а с некоторой гипотетической структурой, обеспечивающей минимальные издержки по каждой позиции и в сумме. При этом в расчет должны браться минимальные иены поставщиков, самые современные технологии и т. д. по всей цепочке. Позиция конкурента в этом случае будет определяться по отношению к идеальным издержкам с некоторым допуском.

Сравнение структуры своих издержек и издержек конкурента дает возможность определить необходимые шаги для оптимизации своих издержек и заложить их в стратегию предприятия. При этом можно использовать классификацию издержек по статьям себестоимости, но более продуктивно, на наш взгляд, представление издержек через прямые издержки, операционные и торгово-администра-тивные, как принято в международной практике. Тогда структура издержек может выглядеть так:

  1. Затраты на производство
    А) Прямые затраты — всего
    В том числе сырье, материалы, комплектующие, прямая заработная плата, упаковка.
    Б) Другие затраты — всего
    В том числе амортизация, реклама, выплата процентов по кредитам, другие операционные, и торгово-административные издержки.
  2. Прибыль.
  3. Цена производителя.
  4. НДС.
  5. Цена с НДС.
  6. Средняя наценка в оптовой торговле.
  7. Средняя оптовая цена.
  8. Средняя наценка в розничной торговле.
  9. Средняя розничная цена.

Это лишь пример возможного представления структуры издержек. Если какие-то специфические статьи операционных и торгово-административных затрат представляют особый интерес в конкретной отрасли или для конкретного предприятия, они могут быть выделены отдельной строкой.

Все виды затрат можно разделить на 3 группы:

  • затраты, связанные с закупками у поставщиков;
  • затраты, связанные с производством;
  • затраты, связанные с распределением.

В случае когда сравнительный анализ издержек предприятия показывает превосходство конкурентов по каким-то группам затрат, должны быть разработаны меры по снижению затрат в группе в целом по всем направлениям, где это возможно.

Так, если для предприятия наибольшее значение приобретает снижение затрат, связанных с закупками у поставщиков, то эта задача может решаться по следующим направлениям:

  • переговоры с поставщиками о более приемлемых ценах;
  • оказание помощи поставщикам для снижения их издержек;
  • вертикальная интеграция как способ установить контроль над издержками;
  • использование более дешевых товаров-заменителей;
  • экономия транспортных расходов на доставку сырья и материалов;
  • экономия по другим группам затрат для снижения разницы в общих издержках, если невозможно снижение затрат по данной группе.

Если предприятие имеет повышенные затраты на этапе производства, тогда должны быть проанализированы следующие возможности:

  • экономия по всем функциональным бюджетам (маркетинг, НИОКР, персонал и т. п.);
  • повышение производительности труда;
  • поиск возможной кооперации, которая позволила бы снизить издержки по сравнению с изготовлением собственными силами;
  • переход на новые технологии;
  • расшивка «узких мест» за счет частичной модернизации предприятия;
  • модификация производимых продуктов для снижения затрат по их производству;
  • экономия по другим группам затрат для снижения разницы в общих издержках.

И наконец, если наибольшее значение приобретает снижение затрат в сфере распределения, тогда должны быть рассмотрены следующие направления:

  • установление более благоприятных взаимоотношений с участниками каналов распределения;
  • переход к более экономичной стратегии распределения, включая возможность вертикальной интеграции;
  • экономия по другим группам затрат для снижения разницы в общих издержках.

Таким образом, сравнительный анализ издержек помогает определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные шаги по созданию конкурентных преимуществ или по ликвидации преимущества предприятий-конкурентов.