В соответствии с Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535, Правительство РФ приняло постановление «О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий» от 15 мая 1995 г. № 469 и утвердило Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных муниципальных предприятий, которое определяет порядок подготовки и осуществления продажи имущества (активов) государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуемых «предприятие»).
Нижеизложенные условия продажи имущества (активов) предприятий не распространяются на случаи продажи имущества (активов) предприятий в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий, когда принято решение о применении ликвидационных процедур, а также на случаи продажи имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников, осуществление которого регулируется в соответствии с Указом Президента РФ «О продаже государственных предприятий-должников».
Под продажей имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий понимается продажа в собственность гражданам и юридическим лицам имущества (активов) предприятий, в отношении которых принято решение о ликвидации, а также государственного (муниципального) имущества, оставшегося после ликвидации указанных предприятий, при отсутствии со стороны продавцов требований к покупателю о выполнении каких-либо условий в отношении объекта продажи.
Объектами продажи являются веши, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, входящие в состав обособленного имущества ликвидируемого предприятия, принадлежащего ему на праве хозяйственною ведения, либо оставшееся имущество после ликвидации предприятия. Подготовка продажи имущества (активов) ликвидируемых предприятий, в зависимости от того, в чьей собственности оно находится, осуществляется Госкомимуществом России, либо комитетом по управлению имуществом субъекта РФ, либо соответствующим органом местного самоуправления, который далее именуется «комитет».
Комитет после принятия решения о ликвидации предприятия назначает ликвидатора, одновременно заключая с ним договор на управление делами предприятия в процессе его ликвидации, а также назначает комиссию по продаже имущества (активов) ликвидируемого предприятия. Комиссия обязана не позднее 7 календарных дней с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса предприятия направить арендаторам недвижимого имущества, имеющим право приобретения этих объектов в собственность в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, уведомления о продаже, содержащие предложения подать заявления о приобретении указанных объектов в собственность.
Если арендатор в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления комиссии не подаст заявления о приобретении арендованного имущества либо не произведет в установленные сроки его оплату, то данное имущество подлежит продаже на аукционе. Комиссией должен быть разработан план продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия в соответствии с законодательством о приватизации. План приватизации (продажи) утверждается соответствующим комитетом и должен содержать следующие сведения:
- состав и стоимость объектов, не подлежащих приватизации и исключаемых из состава имущества (активов) предприятия, подлежащего продаже;
- состав сданных в аренду объектов недвижимого имущества, подлежащих продаже арендаторам, а также порядок их продажи, включая цену;
- состав и стоимость объектов, включенных в каждый из имущественных лотов, в том числе объектов, обремененных правами третьих лиц;
- начальная цена каждого лота;
- очередность продажи имущества (активов) предприятия.
При разделении имущества (активов) ликвидируемого предприятия объекты, являющиеся предметами залога, выделяются в отдельные имущественные лоты.
Продавцом имущества (активов) ликвидируемого предприятия является соответствующий фонд имущества, который от комитета должен получить план приватизации (продажи); акты оценки имущества и проект информационного сообщения о проведении аукциона. Непосредственное проведение продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия и организацию проведения аукциона фонд имущества поручает ликвидатору, заключая с ним договор поручения в соответствии с законодательством.
Ликвидатором может быть назначен руководитель ликвидируемого предприятия либо должностное лицо соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или аттестованный в установленном порядке специалист по антикризисному управлению. Ликвидатор на основании договора поручения организует проведение аукциона, подведение его итогов, производит расчеты с участниками аукциона, обеспечивает за счет выручки средств удовлетворение требований кредиторов, выполняет иные действия, предусмотренные договором поручения.
Правом на участие в аукционе по продаже имущества (активов) ликвидируемого предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации обладают российские и иностранные граждане и юридические лица.
Аукцион должен проводиться без ограничения состава участников, в открытой или закрытой форме, в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ о приватизации.
В соответствии с п. 21 Положения продажа имущества (активов) ликвидируемого предприятия, за исключением сданных в аренду объектов недвижимого имущества, подлежащих продаже арендаторам, а также имущества (активов), не подлежащего приватизации, осуществляется исключительно на аукционе. Продажа ценных бумаг, входящих в состав имущества (активов) предприятия, должна осуществляться в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.
Средства, полученные от продажи на аукционе имущества (активов) ликвидированного предприятия, направляются на:
- покрытие затрат, связанных с ликвидацией предприятия;
- удовлетворение требований кредиторов в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ;
- выплаты установленных законодательством РФ о приватизации денежных сумм работникам предприятия;
- другие цели в соответствии с нормативами распределения средств, поступивших от приватизации, установленными законодательством Российской Федерации о приватизации.