Бизнес-план

Бизнес-план — это документ, который даст описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»

Каковы же общие требования, предъявляемые к бизнес-плану? Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу; информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой.

Следует учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

Составлять бизнес-план может сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы. Но лучше пригласить независимых экспертов, что, несомненно, повысит уровень обоснования документа.

Объем бизнес-плана зависит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объем его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20—25 листов, а бизнес-план, цель которого — привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50—80 страниц, без учета приложений.

Структура бизнес-плана достаточно стандартна, вне зависимости от объема необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ними: начинающая свой бизнес малая фирма или мощная, давно функционирующая корпорация. Оглавление и соответствующее оформление бизнес-плана — необходимое условие для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные инвесторы.

Содержание главы должно соответствовать ее названию. Серьезный инвестор может не принять к рассмотрению проект, в котором отсутствует оглавление. Как правило, прогнозирование развития обычно осуществляется на 2-5 лет, причем для первого года разбивка всех показателей дается наиболее подробно (помесячно, поквартально), для второго — с интервалом в полгода, а для остальных сроков инвестирования прогноз дается по итогам года.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. Введение;
  2. Описание предприятия (организации);
  3. Описание продукции (работы, услуги);
  4. Анализ рынка;
  5. Конкуренция;
  6. Маркетинговый план;
  7. План производства;
  8. Финансовый план;
  9. Приложения.

В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана приводятся и такие разделы: организационный план, инвестиционный план, риски в деятельности предприятия.

Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана), утвержденная федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве), включает следующие разделы:

  1. Общая характеристика предприятия;
  2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления;
  3. Анализ финансового состояния предприятия;
  4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
  5. Рынок и конкуренция;
  6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия. Рассмотрим содержание отдельных разделов бизнес-плана.