Факторинг

Факторинговые операции

Кроме традиционных форм кредита, существует и такая форма «внешнего» финансирования, которая непосредственно с кредитными операциями не связана, но так же, как и кредит, связана с привлечением заемных средств.

К таким операциям, которые осуществляют как специализированные компании, так и банки, относятся факторинговые операции.

Основной принцип факторинга — покупка фактор-фирмой (банком) у своего клиента-поставшика требований к его покупателям. Фактически фактор (банк) покупает дебиторскую задолженность. В течение 2-3 дней он оплачивает от 70 до 80% требований в виде аванса.

Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств. Таким образом, банк фактически финансирует клиента.

Выделяют так называемый «тихий», или «скрытый», факторинг и «открытый».

При «тихом» факторинге клиент заключает договор с банком, регулярно информирует его о заключенных сделках, высылает копии всех счетов, не извещая об этом своих покупателей.

Но если покупатель не в состоянии оплатить свои счета в установленные сроки, то поставщик — клиент банка извещает его об уступке требований (цессия) фактор-банку, который со своей стороны принимает все меры к нерадивому покупателю, вплоть до предъявления иска.

При «открытом» факторинге поставщик обязан указать на своих счетах, что требование продано фактор-фирме (банку).

Факторинг обеспечивает следующие преимущества:

  • осуществляется финансирование клиента сразу же, не дожидаясь срока платежа;
  • дает стопроцентную гарантию на получение всех платежей, уменьшая финансовый риск предприятия;
  • предприятие уменьшает свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, так как фактор-фирма (банк) берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета;
  • фактор-фирмы (банки) могут регулярно информировать своих клиентов о платежеспособности покупателей, так как банки связаны между собой и через компьютерную систему могут круглосуточно получать сбытовую, финансовую информацию покупателей.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

  • комиссионные, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей;
  • обычная рыночная процентная ставка для кредитов, так как банк выплачивает клиенту деньги раньше, чем покупатель оплачивает свои счета.