Затраты-выручка-прибыль

Финансовые результаты предприятия прежде всего определяются функционированием взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль».

Эта связь проявляется в следующем.

Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:

В =Он.п. + Т - Ок.п.,

где В — выручка от реализации продукции; Он.п.(к.п.) — остатки готовой продукции на начало или конец периода по ценам; Т — выпуск товарной продукции в данном периоде по ценам.

Полная себестоимость реализованной продукции определяется по формуле:

Сп.р.п. = О'н.п. + Т' — О'к.п. + Рвнепр.,

где Сп.р.п. — полная себестоимость реализованной продукции; О'н.п.(к.п.) — остатки готовой продукции на начало или конец периода по себестоимости; Т' — выпуск товарной продукции в данном периоде по себестоимости; Рвнепр — внепроизводственные расходы, то есть расходы по реализации и сбыту.

Прибыль от реализации будет равна:

Пр = В — Сп.р.п.

Существует два метода включения затрат в себестоимость продукции. При первом методе затраты делятся на прямые и косвенные (накладные расходы). При этом определяется полная себестоимость каждого вида выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При втором методе затраты делятся на переменные и постоянные.

Отличия первого метода от второго состоят в следующем.

  1. Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от того, как они включаются в себестоимость единицы продукции: прямые затраты непосредственно, а косвенные — в процентах к определенной базе. А деление затрат на переменные и постоянные осуществляется в зависимости от их изменчивости по отношению к изменению объема производства и реализации продукции.
  2. При втором методе определяется неполная, ограниченная себестоимость единицы продукции, только на основе переменных затрат. Постоянные затраты на себестоимость единицы продукции не относятся, а включаются в общей сумме в себестоимость всего объема выпущенной продукции.
  3. Вышеизложенный подход позволяет значительно расширить аналитические возможности второго метода, кроме того, дает более реальное представление о выгодности отдельных видов выпускаемой продукции.

Преимущества первого метода связаны с тем, что определяются все затраты на единицу продукции по плану и фактически. Это дает возможность решать некоторые управленческие задачи, основывающиеся на разработке соответствующих норм и нормативов. Но в то же время включение в себестоимость единицы продукции косвенных (накладных) расходов искажает информацию о рентабельности отдельных заказов. Кроме того цены, определенные на основе полных затрат единицы продукции, недостаточно гибки.

 

Переменные затраты — это затраты, которые непосредственно зависят от объема производства и изменяются пропорционально его изменению. Поведение переменных затрат хорошо видно на графиках (рис. 2).

Рис. 2

Безусловно, такие факторы, как повышение производительности труда или применение сверхурочных работ, могут прямую линию переменных затрат сделать кривой в ту или другую сторону.

Постоянные затраты в целом не изменяются в зависимости от изменения объема производства. Но эти затраты на единицу продукции при росте объема производства уменьшаются, а при его снижении увеличиваются. Об этом свидетельствует следующий пример.

Обьем производства,
штук

Постоянные затраты, тыс. руб.

на весь объем

на единицу продукции

1000

54000

54

2000

54000

27

3000

54000

18

В то же время постоянные затраты могут быть неизменными до определенного момента, после чего их необходимо единовременно увеличить. И если постоянно растет объем производства, постоянные затраты периодически увеличиваются.

Отдельные затраты увеличиваются при увеличении объема производства, но не пропорционально его росту, а в меньшем объеме. Такие затраты называются постоянно-переменными. К ним относятся затраты на электроэнергию, отопление, телефон, ремонт основных фондов и другие. Текущие затраты, обеспечивающие жизнедеятельность предприятия, — это постоянная составляющая постоянно-переменных затрат, а затраты, связанные с развитием производства, — это переменная составляющая.

Анализ взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» предполагает использование трех элементов:

  • маржинальный доход;
  • относительный доход;
  • передаточное отношение.

Валовой доход — это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство, то есть

МД = В — ПЕР.

Относительный доход — это валовой доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от реализации продукции, то есть

Передаточное отношение — это отношение валового дохода к прибыли от реализации продукции, то есть

Рассмотрим пример.

млн руб.

Предприятия

 

А

Б

В

г

1. Объем реализации

1000

1000

1000

1000

2. Цена единицы

0,1

0.1

0,1

0,1

3. Выручка от реализации

100

100

100

100

4. Переменные затраты

50

20

60

60

  Валовой доход

50

80

40

40

  Относительный доход

50%

80%

40%

40%

5. Постоянные затраты

30

60

20

30

  Прибыль от реализации

20

20

20

10

  Передаточное отношение

2.5

4

2

4

Из рассмотренного примера можно сделать следующие выводы.

Рентабельность предприятия будет проявляться при условии, если маржинальный доход будет выше постоянных затрат. Маржинальный доход выше там, где выше удельный вес постоянных затрат в сумме всех затрат.

Это объясняется тем, что в условиях научно-технического прогресса постоянные затраты растут более высокими темпами, чем переменные, за счет, в основном, использования более производительного и, соответственно, более дорогого оборудования. Переменные затраты у предприятий В и Г одинаковые (60 млн. руб.), но за счет более высоких постоянных затрат прибыль предприятия Г меньше, но при более высоких его потенциальных возможностях. В то же время предприятие Г имеет одинаковые постоянные затраты с предприятием А, но за счет более высоких переменных затрат имеет меньшую прибыль при больших потенциальных возможностях.

Три предприятия А, Б и В имеют одинаковую прибыль от реализации — 20 млн. руб. Но предприятие Б за счет более высоких постоянных затрат имеет более высокий валовой доход и большие, чем у других, потенциальные возможности. Следовательно, оно является самым эффективным. Следует иметь в виду, что здесь включаются постоянные затраты, рассчитанные на основе нормативов. Большие или меньшие потенциальные возможности предприятий определяются с помошью передаточного отношения. Передаточное отношение выражает взаимосвязь между переменными и постоянными затратами, и оно тем выше, чем выше постоянные затраты по отношению к переменным. При равном росте объема реализации более высокие темпы роста прибыли будут у тех предприятий, у которых больше передаточное отношение, так как

∆Пр = ПО · ΔВ,

где  ΔПСр —темпы роста прибыли в планируемом периоде, в %; ΔВ — темпы роста выручки от реализации продукции в планируемом периоде, в %.

Таким образом, если рассматриваемые выше предприятия запланируют на следующий год (или квартал) рост объема реализации на 10%, то у предприятия А прибыль вырастет на 25% (2,5 х 10%) и составит 25 млн. руб.

(20 + 5), у предприятия Б — на 40% (4 х 10%) и составит 28 млн. руб.
(20 + 8), у предприятия В - на 20% (2 х 10%) и составит 24 млн. руб.
(20 + 4), у предприятия Г-на 40% (4 х 10%) и составит 14 млн. руб. (10 + 4).

Следует иметь в виду, что эта закономерность действует и в обратном направлении, то есть при падении объемов производства больше всего ощущают это на себе наиболее эффективные предприятия, о чем в России достаточно полно говорит опыт последних лет.

Таким образом, рассмотренный выше маржинальный метод анализа взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» позволяет предприятиям:

  • рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации,
  • определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции,
  • достаточно точно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукции и производства,
  • использовать данный метод во внутрифирменном планировании,
  • определять основы принятия управленческих решений как тактического, так и стратегического плана,
  • определять эффективность инвестиционных проектов,
  • использовать указанный метод как основу ценообразования на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.

Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помошью можно определить так называемый «уровень нулевой прибыли», то есть тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков. Точка на графике, которая характеризует этот уровень, в экономической литературе имеет разные названия:

критическая точка, точка безубыточности, порог рентабельности, точка самоокупаемости, точка перелома, мертвая точка.

Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от реализации равна переменным и постоянным затратам, то есть

В = ПЕР + ПОС.

Объем реализации в натуральном выражении при уровне нулевой прибыли можно определить по следующей формуле:

где ОРнат — объем реализации в натуральном выражении; ПОС — постоянные затраты; МДед — валовой доход на единицу продукции.

То же самое в денежном выражении определяется следующим образом:

где  ОРруб — объем реализации в денежном выражении; ОД — относительный доход.

Таким образом, объем реализации (в натуральном и денежном выражении) для рассмотренных выше четырех предприятий будет равен:

Предприятия

Объем реализации

в натуральном выражении

в денежном выражении

А

30000 тыс.руб./50
тыс.руб=600 шт.

30000 тыс.руб./0,5 тыс.руб
=60 млн.руб.

Б

60000 тыс.руб./80 тыс.
руб=750 шт.

60000 тыс.руб./0,8 тыс.руб
=75млн.руб.

В

20000 тыс.руб./40
тыс.руб=500 шт.

20000 тыс.руб./0,4 тыс.руб
=50 млн.руб.

Г

30000 тыс.руб./40
тыс.руб=750 шт.

30000 тыс.руб./50,4 тыс.руб
=75 млн.руб.