13-04-24

Описание продукции (работы, услуги)

Описание продукции (работы, услуги) -  раздел бизнес-плана, в котором необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, а не только на технических подробностях. Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции (услуги).

Перечень вопросов, которые заинтересуют потенциальных инвесторов в этом разделе:

  1. Какие потребности рынка призвана удовлетворить продукция (услуга)?
  2. Что особенного в ней и почему потребители будут отличать се от товаров и услуг конкурентов? (Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросы потребителей.)
  3. Сколь долго этот товар будет новинкой на рынке? (Примерная оценка с учетом сложившихся тенденций.)

В этом разделе бизнес-плана должна содержаться краткая информация о:

  • предполагаемой цене товара,
  • затратах, которые потребуются на его производство,
  • примерная величина прибыли.

Приводя все эти количественные и качественные характеристики товара, важно избежать тактической ошибки: не стоит уповать на исключительные достоинства товара, лучше сделать упор на лучшее удовлетворение запросов рынка, т. е. доказать, что продукция имеет своего покупателя и устойчивый спрос на рынке товаров и услуг.

Целесообразно представить наглядное изображение товара или изделия, ибо трудно получить кредит под идею, которая еще не оформлена в опытном образце нового товара. В приложении можно дать фотографию, рисунок или чертеж, позволяющие составить четкое представление о продукции.

В приложении к бизнес-плану необходимо привести:

  • официальные документы,
  • сертификаты,
  • рецепты,
  • патенты,
  • заключения экспертов и т. п., подтверждающие качество и новизну предлагаемого товара.

Однако самая лучшая продукция, самая передовая технология оказывается бесполезной, если на них нет покупателей, нет спроса на рынке. Поэтому анализ состояния рынка и выработка маркетинговой стратегии является одной из ключевых задач бизнес-плана.