Правовая база внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в России включает:
- Гражданский кодекс РФ;
- Таможенный кодекс РФ;
- Законы Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., «О международном коммерческом арбитраже» от 7 мая 1993 г., «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.;
- Указы президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» от 21 ноября 1995 г., «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18 августа 1996 г., «О таможенных льготах» от 30 ноября 1996 г;
- постановления правительства Российской Федерации,
другие законодательные акты, затрагивающие внешнеэкономическую деятельность, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ.
Принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определены законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором разграничены сферы компетенции Российской Федерации и ее субъектов, перечислены основные функции федеральных исполнительных органов, ответственных за регулирование внешнеэкономической деятельности. Большое внимание уделено системе мер стимулирования внешнеторговой деятельности, включающей кредитование и страхование ее участников, обеспечение соответствующих гарантий, создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб. В соответствии с принципом равенства участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминации закон исключает неоправданное вмешательство государства и его органов во внешнеторговую деятельность и нанесение ущерба ее участникам.
Меры по дальнейшему развитию системы стимулирования внешнеэкономической деятельности намечены в постановлениях Правительства РФ от 20 января 1996 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» и от 8 февраля 1996 г. № 123 «О Федеральной программе развития экспорта». В частности, предусматриваются различные виды финансовой поддержки экспортеров, в том числе предоставление государственных гарантий под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения оборотными средствами экснорториентированных производств и организаций: страхование экспортных кредитов для защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков; кредитование экспорториентированных проектов и экспорта продукции высокой степени обработки.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифное регулирование или количественное ограничение экспорта и импорта;
- валютное, финансовое и кредитное регулирование;
- экспортный контроль.
Система экспортного контроля действует в целях зашиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.
Федеральные законы определяют перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензия на осуществление этой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепринятыми международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.
Правительство РФ проводит защитные меры в отношении импорта товаров в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Защитные меры принимаются до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, предотвращения угрозы причинения ущерба или введения специальной повышенной таможенной пошлины.
В соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности исходя из национальных интересов, включающих соблюдение общественной морали и правопорядка, охрану здоровья и жизни людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды В целом, обеспечение национальной безопасности РФ и др.
Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фито-санитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и другими нормативными правовыми актами РФ.
Для осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности устанавливаются особые режимы. Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ с сопредельными государствами. Особый режим хозяйственной деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Российская Федерация участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами — участницами этих союзов и странами — участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. Для стран — участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран — участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.