13-04-24
Главная / Ваше предприятие / Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Внешнеэкономическая деятельность предприятия — это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическая деятельность является важной составной частью всей работы предприятия и осуществляется на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования. Основные положения, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, сформулированы в законах РФ, указах Президента РФ, постановлениях правительства РФ, различных нормативных актах соответствующих министерств и ведомств.

В зависимости от направлений предпринимательской деятельности и целей выхода предприятия на внешний рынок выделяются следующие основные виды внешнеэкономической деятельности: внешняя торговля, международные валютно-финансовые и кредитные отношения, международная производственная специализация и кооперирование.

Существуют две организационные формы внешнеэкономической деятельности — непосредственный выход на внешний рынок и использование услуг разного рода посредников. Выбор организационной формы внешнеэкономической деятельности зависит от целого ряда факторов, таких, как размер и специализация фирмы, доля экспорта в обороте, частота и периодичность осуществления внешнеторговых операций, степень конкурентоспособности продукции, организационное устройство предприятия и принятая на нем система управления, наличие соответствующих кадров, внешние условия функционирования предприятия и т. д. Исходя из совокупного воздействия перечисленных факторов выбирается наиболее оправданный способ организации внешнеэкономической деятельности: без использования или с использованием услуг посредников.

При организации внешнеэкономической деятельности предприятие может преследовать одну или несколько из следующих целей:

  • рост эффективности производства, вызванный различиями в издержках производства в разных странах;
  • освоение новых рынков сбыта продукции, особенно для товаров, находящихся на последних стадиях жизненного цикла, но являющихся конкурентоспособными за пределами страны-производителя;
  • обеспечение оптимальных объемов производства в случае, если рамки национального рынка оказываются узкими;
  • получение валютной выручки, необходимой для импорта новой технологии, ноу-хау, дефицитных сырья и материалов;
  • улучшение финансового положения предпринимателя за счет закупки более дешевых товаров в странах, где для их производства существуют лучшие условия;
  • реализация ненужного оборудования, излишних сырья и материалов при изменении профиля предприятия;
  • повышение технического уровня производства, рост производительности труда и качества продукции;
  • использование передового зарубежного технического опыта;
  • рост занятости и повышение квалификации работников.

Внешнеэкономическая деятельность приносит ожидаемые результаты при наличии определенного комплекса внутренних и внешних предпосылок. Эти предпосылки определяют «осуществимость» внешнеэкономических проектов и представляют собой исходный материал для технико-экономического обоснования и бизнес-планирования.

Внутренние предпосылки характеризуют непосредственно деятельность предприятия и включают технологические, производственные, финансовые, организационные, управленческие предпосылки, необходимые для участия в международном бизнесе. Они проявляются через наличие конкурентоспособной продукции, высококвалифицированных специалистов, информации о конъюнктуре зарубежных рынков, достаточных финансовых, в том числе валютных ресурсов, доступа к современным средствам международной связи и т.д. Основной принцип внешнеэкономической деятельности — достижение валютной самоокупаемости, предполагающей возмещение валютных расходов предприятий за счет их валютных доходов.

Внешние предпосылки позволяют оценить экономические, политические, географические, социальные характеристики предпринимательской среды, сопровождающей выход фирмы «на внешний рынок. К таким предпосылкам относятся степень «открытости» хозяйственной системы страны в целом, государственная политика в области регулирования внешнеэкономической деятельности, конвертируемость национальной валюты, типы таможенных систем зарубежных стран, уровень и характер конкуренции на внешних рынках, разнообразные естественно-географические условия, влияющие на эффективность экспортно-импортных операций.

Условием выхода на внешний рынок является соблюдение фирмой установленных в стране принципов и порядка осуществления внешнеэкономической деятельности, существующих экспортных и импортных, а также особых режимов.

Правовая база внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в России включает: Гражданский кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Законы Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., «О международном коммерческом арбитраже» от 7 мая 1993 г., «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.; Указы президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» от 21 ноября 1995 г., «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18 августа 1996 г., «О таможенных льготах» от 30 ноября 1996 г; постановления правительства Российской Федерации, другие законодательные акты, затрагивающие внешнеэкономическую деятельность, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает:

  • таможенно-тарифное регулирование;
  • нетарифное регулирование или количественное ограничение экспорта и импорта;
  • валютное, финансовое и кредитное регулирование;
  • экспортный контроль.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством применения импортного и экспортного таможенных тарифов. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемым к товарам, перемешаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности. Под внешнеторговой квотой понимается количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее. Цель установления внешнеторговых льгот — защита национальных интересов и национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта. Вследствие установления импортных квот расширяется спрос на продукцию национального производства. Установление экспортных квот применяется в ситуации, когда цены на определенный товар на внутреннем рынке ниже, чем на мировом, и неограниченные масштабы экспорта могут привести к нехватке этого товара на внутреннем рынке.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. и Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». Виды валютных операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица — резиденты без разрешения Центрального банка России в соответствии с заключенными ими договорами перечислены в Положении Центробанка «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций».